Положение об организации и деятельности Школы здоровья по
поведенческим факторам риска в организациях первичной
медико-санитарной помощи
Основные понятия:
1) Первичная профилактика — формирование здорового образа жизни, которое проводится в кабинете здорового образа жизни (далее — ЗОЖ), отделений профилактики и социально психологической помощи;
2) Школа здоровья — это организационно оформленная совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по предупреждению развития поведенческих факторов риска развития заболеваний, то есть форма первичной профилактики, направленная на устранение условий возникновения и развития заболеваний, укрепление и сохранение здоровья, и является видом медицинской профилактической услуги группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания — по МКБ-10 класс ХХI, Z30 — Z31, Z71-Z73), оказываемым пациентам в первичном звене здравоохранения;
3) медицинская профилактическая услуга — это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.
Цель организации Школы здоровья — обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.
Задачи Школы здоровья:
1) создание постоянно действующей информационно-образовательной системы обучения, направленной на процесс изменения поведения людей в отношении своего здоровья;
2) повышение информированности пациентов о поведенческих факторах риска (далее — ФР) развития заболеваний, повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
3) формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем);
4) формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к выполнению рекомендаций медицинских работников;
5) формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья;
6) формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Целевая группа пациентов Школы здоровья:
1) отбор контингента для обучения в Школе здоровья, проводится участковыми врачами и врачами общей практики по результатам скрининговых осмотров из числа лиц, отнесенных к:
диспансерной группе IБ (далее — Д-IБ) — лица с выявленными факторами риска, «пограничными» состояниями, нуждающиеся в наблюдении и профилактическом вмешательстве (лица, у которых выявлены незначительные отклонения от установленных границ нормы в величинах артериального давления и прочих физиологических характеристик, не влияющие на функциональную деятельность организма);
диспансерной группе II (далее — Д-II) практически здоровые — лица, имеющие в анамнезе острое и хроническое заболевание без обострений в течение последних нескольких лет;
диспансерной группе III (далее — Д-III) больные — лица, нуждающиеся в лечении;
2) на обучение в Школе здоровья пациенты направляются участковыми врачами, врачами общей практики, а также узкопрофильными специалистами.
3) темы занятий Школы здоровья:
- физическая активность — основа здорового образа жизни;
- здоровое питание;
- профилактика табакокурения;
- профилактика чрезмерного употребления алкоголя;
- соблюдение личной гигиены;
- профилактика стрессов и привитие навыков по стрессоустойчивости;
- коммуникативные навыки;
Ссылка:Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 марта 2012 года № 146 «Об утверждении Положения об организации и деятельности Школ здоровья по поведенческим факторам риска в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь»